Выставка тактильных картин и скульптур «Трогательная история» открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского в пятницу, 15 декабря. Благодаря новой экспозиции музей стал доступнее для незрячих посетителей. Если раньше люди с проблемами зрения могли получить информацию о произведениях искусства от экскурсовода или аудиогида, то сейчас благодаря тактильным копиям смогут с помощью прикосновений представить, как выглядит скульптура и что изображено на картинах. Одними из первых на необычной выставке побывали и журналисты РИА «Воронеж».
Тактильная выставка расположилась на втором этаже нового корпуса музея. Небольшое пространство огорожено стеклопакетами. На стенах – тактильные копии семи картин известных художников. Рядом с каждой работой информация о произведении искусства продублирована с помощью азбуки Брайля.
На входе незрячие посетители получают аудиогиды с пультом, на котором 10 кнопок. Нажав, например, цифру девять, можно прослушать информацию о картине художника XVII века Давида Тенирса «Конюх с лошадью» и одновременно изучить ее руками.
У Татьяны Приваловой атрофия зрительного нерва, когда она смотрит на картину – видит только размытое пятно. Но когда прикасается к картине, полотно для нее словно оживает.
– Зрячим людям сложно представить, как можно «видеть» руками, но для меня они заменили глаза. Я сейчас провожу по картине пальцами, и в голове сразу рождается образ, который изобразил на полотне художник. Чувствуются даже мелкие детали: глаза, брови человека, морда лошади. Я еще никогда в жизни не была на подобных выставках и очень рада, что в Воронеже прикоснуться к искусству теперь смогут и незрячие люди, – рассказала Татьяна Привалова.
Екатерина Маликова узнала об открытии тактильной выставки из интернета. Девушка незрячая, но это не мешает ей активно пользоваться компьютером. С помощью специальной программы она учит английский и испанский языки, общается с друзьями в соцсетях. Екатерине больше всего понравились тактильные скульптуры.
– Обожаю историю Древнего Египта. Помню, когда два года назад здесь, в музее, выставили большую египетской часть коллекции, мне было очень обидно, что эти уникальные предметы старины вроде бы рядом со мной, но толку от них мне никакого. Они все под стеклом, максимум, что я могла, – прийти и послушать экскурсовода, но теории мне в жизни и так хватает, хотелось практики. И наконец это случилось. Я смогла подержать в руках голову статуи вельможи и пирамиду. И пусть это копии, но я все равно смогла прикоснуться к искусству любимой эпохи. Жаль, что здесь всего четыре тактильные копии, надеюсь, это только начало и в будущем появятся новые тактильные экспонаты, – заметила Екатерина Маликова.
Тактильные копии картин и скульптур делали в воронежских и московских мастерских. Мастера работали по фотографиям. Все тактильные скульптуры по размерам один в один с оригиналами, сделаны из гипса. По словам скульптора Наталии Ганской, больше всего ей пришлось потрудиться над копией головы вельможи. Нужно было добиться максимального портретного сходства, но сложность в том, что изначально на голове имелся нос, но со временем его сбили, и эту важную деталь нужно было отобразить в тактильной копии.
Одновременно с тактильной выставкой в музее Крамского официально презентовали видеогиды для глухих посетителей. Для этого было отснято около ста роликов, в каждом сурдопереводчик на языке жестов рассказывает об определенных предметах искусства, находящихся в разных залах музея. Чтобы активировать видеогид, нужно скачать в смартфон программу для считывания QR-кода, поднести телефон к коду, который размещен рядом с полотном или скульптурой, и через несколько секунд пользователь получит доступ к видеоролику с сурдопереводом.
Сурдопереводчик Ирина Шишкина в кадре работала впервые. Работать над созданием роликов было сложно, но интересно.
– Я не культуролог, не искусствовед, а педагог русского языка в школе-интернате для слабослышащих детей. Поэтому когда мне дали для изучения текст, который потом нужно было перевести на язык жестов, сначала немного испугалась – а смогу ли? Ведь там было столько слов, которые на язык жестов невозможно перевести. Пришлось импровизировать, подбирать синонимы. Например, слово «принадлежащая» заменила на «твое», «углубленное» – на «глубокое», «имеется» – на «есть», «работа» – на «труд», «собрание» – на «коллекция», «эпоха Возрождения» – на «время расцвета в искусстве». Сегодня на выставку я пришла вместе со своими учениками. Они впервые в музее и сказали мне, что им здесь очень понравилось, – сказала Ирина Шишкина.
Тактильная выставка и проект по созданию видеогидов – итог совместной работы воронежского регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» и музея имени Крамского. По словам руководителя центра Александра Попова, подобного нет ни в одном из музеев Черноземья.
– Экспонаты для тактильной выставки выбирали работники музея. Ориентировались на то, чтобы показать работы разных художников, разные стили, эпохи. Здесь представлены и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Выставка только начала работать, в будущем мы будем тестировать ее с незрячими, которые помогут убрать возможные недочеты. Мы постараемся донести опыт по созданию выставки для незрячих и проекта для глухих до других музеев Воронежской области, – объяснил Александр Попов.
Тактильная выставка будет постоянной. Люди с инвалидностью смогут посетить ее бесплатно.